Как революционеры взяли почту

И что из этого вышло.

Реформы в российском почтовом ведомстве часто называют тихой революцией. К управлению в Москве пришла новая команда, и вот результат: госпредприятие в разгар кризиса зарабатывает прибыль, не беря у государства ни копейки. Этот тезис в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" раскрыл директор макрорегиона Урал ФГУП "Почта России" Дмитрий Киселев.

Дмитрий Николаевич, 9 октября отмечался Всемирный день почты. Есть и другой повод исполнилось два года вашей "вахте" в Екатеринбурге. Расскажите о достижениях и трудностях.

– Уральский макрорегион – один из десяти, созданных в структуре Почты России. Территориально он совпадает с границами УрФО. Свердловский и Челябинский филиалы – крупные, Тюменский и Ханты-Мансийский – средней категории, Курган и ЯНАО относятся к малым.

В прошлом году мы увеличили выручку на 6%, занимаем третье место по темпам роста доходов. Вместе с тем половина из шести филиалов убыточные. 40% отделений в макрорегионе нерентабельны, в том числе все сельские. И хотя убыток значительно сократился в 2016 году, по северным территориям он исчисляется сотнями миллионов рублей.

Мы, по сути, коммерческая организация, которая несет большую социальную нагрузку. Скажем, деревенская почта – зачастую и клуб, и магазин. Жители там общаются, приобретают продукты, промтовары, книги. Такое отделение в избушке не окупает даже затрат на дрова, но закрыть его нельзя.

Ощутимых расходов требует транспортная составляющая. Особенно автоперевозки по зимникам, аренда воздушных судов до труднодоступных районов, обслуживание катеров, которые курсируют по Оби.

С 2013 года на Урале действуют мобильные пункты почтовой связи. Специально оборудованная машина трижды в неделю объезжает деревни на 7-10 дворов. Помимо доставки корреспонденции, снабжает их продовольствием.

Формирование доступной среды для инвалидов – тоже чисто социальный проект, и госсубсидий нам не поступает. Открываем отделения полной доступности, где используются шрифт Брайля, пандусы, низкие барьеры. Организуем бесплатное обслуживание на дому.

Расхожее мнение, что Почта России дотируется из бюджета, неверно. За последнее время мы доказали, что можем развиваться на собственные деньги. И даже повышать зарплаты.

Их уже нельзя назвать смешными?

– В декабре прошлого года мы подняли оклады производственному персоналу в Свердловской области на 22%, у сельских операторов и почтальонов прибавка достигла в ряде случаев 40%, процесс движется и в других филиалах. Каждый год проводим индексацию, ввели гибкую систему премирования.

Если еще 2 года назад принимали на вакансии всех желающих, то теперь ведем отбор. Приходит много людей с высшим образованием, в традиционно женских коллективах появились мужчины по 30-40 лет – те, кому важна стабильность и соцгарантии. В этом смысле кризис, массовые сокращения сыграли нам на руку.

Разумеется, и "старую гвардию" нужно подтягивать – персонал осваивает современную технику, учится улыбаться клиентам и разрешать конфликтные ситуации. Кто не сумел перестроиться, покидает почту.

Особенно интересно у нас работать менеджменту. Опыт реформирования такой тяжеловесной махины – хорошая строчка в резюме. Через пару недель у новичка круглые глаза от удивления: он не представлял масштабов этого бизнеса и всей глубины изменений.

– В свое время Почта России стала фольклорным персонажем за медлительность и грубость. Как вы ломаете этот стереотип?

– Тщательно мониторим отзывы, проверяем каждый сигнал от недовольных клиентов и принимаем меры. Третий год подряд число жалоб ежегодно снижается на 40-50%, благодарностей становится больше на ту же цифру.

Основная боевая единица компании – почтовое отделение. Совершенствуем все, включая эргономику пространства, чтобы посетителям было удобно: меньше очередей, любая услуга в любом окне, sms-оповещение. Организуем центры выдачи посылок, зоны обслуживания юрлиц. Сейчас полностью обновляем программное обеспечение. В ближайшее время в Екатеринбурге откроется несколько отделений нового формата, одно из них в Академическом районе – его строим с нуля. Там будут почтомат и зона круглосуточного обслуживания.

В сегменте посылок растем на 40% год к году за счет интернет-торговли. Довольно агрессивно отвоевываем долю рынка – где-то демпингуем, где-то эффективность улучшаем. Сейчас заказанный в Сети товар идет 1-2 недели. Совсем недавно северяне платили за конверт зарубежному оператору экспресс-доставки 2,5 тысячи рублей. Теперь в те же пять дней укладывается Почта России, но за 40 рублей. Люди оценили разницу. У нас огромнейший потенциал, который нужно нарастить на порядок в течение 2-3 лет.

Какими "фишками" заинтересовываете бизнес?

– Наше конкурентное преимущество – самая разветвленная логистическая инфраструктура в стране. Приведу пример. В этом году мы заключили контракт с крупным интернет-магазином в Челябинске. Обычно подобные фирмы имеют собственных курьеров, транспорт, склады, программные продукты. А мы все это предоставили по весьма скромным расценкам, избавив бизнесмена от головной боли. У него появились ресурсы для плотной работы с зарубежными партнерами, планы выйти в Екатеринбург и Тюмень.

Еще один пример. Предприниматель сотрудничает с федеральной сетью обувных магазинов, держит торговую точку на Урале. Сотни наименований обуви надо привезти фурой, выгрузить на арендованном складе, оттуда доставить товар до магазина в центре города. Издержки огромные. Но после заключения договора с Почтой России наш клиент оставил в магазине только ходовые размеры. При необходимости посетитель заказывает понравившуюся модель обуви своего размера, в течение 3 дней мы поставляем товар в небольшом контейнере. Цена получается ниже, склад не нужен, довольны и покупатели, и продавец.

По этой схеме мы способны работать практически с любыми видами товаров – от одежды до заводского оборудования.

– Насколько востребованными оказались услуги Почта Банка?

– Столь быстрый успех от совместного проекта Почты России и ВТБ стал неожиданностью, учитывая волну банкротств на финансовом рынке. Мы убедились, что население доверяет обоим брендам. Окна Почта Банка появились в почтовых отделениях УрФО в апреле 2016 года, а планы уже перевыполнены – по открытию счетов и вкладов, выдаче кредитов, переводу пенсий в НПФ и прочим показателям. Сейчас мы наделяем своих сотрудников полномочиями агентов Почта Банка. Один и тот же человек сможет выдавать посылки, оформлять займы и подписку на газеты.

– Когда будет построен сортировочный центр в Екатеринбурге?

– Приблизительные сроки запуска – 2018-2019 годы. Год ушел на оформление земли возле аэропорта Кольцово. Еще полгода понадобится на корректировку проекта, чтобы перенести коммуникации, обнаруженные на этом участке.

Если сейчас сортировка корреспонденции в Кольцово идет вручную, то в новом центре людей заменит автоматика. На транспортерных лентах посылки и письма будут сканироваться и распределяться по мешкам с невероятной скоростью.

Терминал площадью 36,5 тысячи квадратных метров рассчитан на одновременный прием двадцати фур. Там же разместятся отдел обслуживания крупных юрлиц и круглосуточная типография для печати штрафов ГИБДД, коммунальных счетов, банковских квитанций, то есть всех документов, которые нам направляют по защищенному каналу.

Выгода налицо и для почты, и для авиаузла – грузопоток значительно прибавится. Пока мы арендуем помещения у аэропорта, обрабатывая около 15% всех мелких пакетов из Китая, из интернет-магазинов. Плюс то, что везут из-за границы автотранспортом, сортируем на всю Россию.

Освободившийся после сдачи объекта персонал, около 300 человек, перенаправим в магистральный сортировочный центр на железнодорожном вокзале. Его будем расширять, уже подыскали дополнительную площадку.

От редакции. По данным фонда "Общественное мнение" за август 2015 года, около 75% опрошенных россиян удовлетворены работой Почты России. Для сравнения, в 2013 году этот показатель по разным опросам составлял около 14%.

Беседовала Надежда ПРАВДИНА