"Безумные дни" в Екатеринбурге? Но не от "Стокманна"!

А с роялем!

Темпам развития Свердловской филармонии впору позавидовать не только другим концертным организациям России, но и компаниям из иных сфер. Не случайно эксперты сравнивают ее с драгоценной музыкальной шкатулкой, наполненной хотя и особым творческим, но ликвидным товаром. Разнообразные проекты для широкой и искушенной публики, насыщенная гастрольная деятельность собственных коллективов и концерты именитых дирижеров и музыкантов – все это наводит на мысль о том, что филармония является островком благополучия и нынешний кризис ей нипочем.

В рамках международного фестиваля "Безумные дни" в Екатеринбурге на 8 концертных площадках города за три июльских дня дано 94 концерта коллективов и исполнителей из разных стран. Билеты всего-то 100-200 рублей. Как это возможно? На этот вопрос "Уралинформбюро" в эксклюзивном интервью ответил директор Свердловской филармонии, лауреат Государственной премии, заслуженный работник культуры России Александр Колотурский.

- Александр Николаевич, это в честь нынешнего 80-летия филармонии были снижены цены на "Безумные дни"?

- В прошлом году нам было всего 79 лет, а цены тоже были символическими. Смысл этой акции, конечно, в другом. Надо дать возможность широкой аудитории слушать музыку в исполнении великолепных музыкантов. Выступления длятся 40 – 60 минут и рассчитаны на тех, кто заботится о воспитании духовности своей и своих близких. В прошлом году "Безумные дни" собрали около 22 000 зрителей, для которых работали 300 музыкантов из 17 стран мира. В этом году - на 20% больше.

- И много у вас таких социальных и доступных проектов?

- Добавлю – и просветительских! Это одна из миссий Свердловской филармонии. Поясню читателям, среди которых, надеюсь, много наших поклонников, что мы занимаемся не только организацией концертов классической музыки и пестованием своих творческих коллективов, но и являемся пропагандистами музыкального искусства среди жителей города и области. С 50-х годов прошлого века у нас работает Служба образовательных программа (в разные годы она называлась по-разному). Артисты службы выходят в дошкольные учреждения, школы, средние профессиональные учебные заведения, в детские дома. Количество лекций-концертов в год получается около 1 600.

Последние два года через наши Филармонические собрания в населенных пунктах области мы начали работать с аудиторией школьников. Не тех, кто посещает музыкальную школу. Мы взяли на себя функцию приобщать к хорошей музыке обычных детей из глубинки. "Филармонический урок" - это цикл видеопередач о классической музыке, который мы разработали для учащихся разных параллелей общеобразовательных школ области. Так мы вносим свой вклад в воспитание современного культурного россиянина.

- Простите, но это же задача общеобразовательных школ…

- А вы спросите, во всех ли школах есть учителя пения, сколько часов отводится на эти уроки? Никогда, заметьте, никогда культура не была полноправным участником процесса в общеобразовательной школе!

А в других странах необходимость уроков музыки для детей обоснована даже экономически.

Например, Япония когда-то провела исследования на тему "Влияние музыкального образования на производительность труда на конвейере". Оказалось, что у тех, кто учился музыке, играет на каком-либо инструменте, она выше на 25%. Японцы подумали и ввели в общеобразовательных школах не просто уроки музыки, а обучение игре на инструментах. И добились успеха в этом. Когда в национальный японский праздник обычный школьный оркестр города шагает по улице, это - зрелище, от которого дух захватывает. Причем не только от красоты, но и безукоризненно чистого звучания. Это вам мой ответ на вопрос, для чего филармония занимается просвещением.

- А я полагала, что главная задача филармонии – пестовать и двигать таланты…

Безусловно, мы лелеем и холим свои коллективы, много работаем над повышением их творческого уровня. И в настоящее время они стали визитной карточкой нашей области в России и за рубежом. Уральский филармонический оркестр достойно представляет страну на мировом рынке искусства. Буквально месяц назад УАФО выступал в рамках акции "День России в мире" в Париже, впереди музыкальный фестиваль в Харбине, участие в Бетховен-Фесте в Бонне и другие проекты, формирующие имидж региона, страны.

Уральский молодежный симфонический оркестр только что вернулся с двух крупных европейских фестивалей в Варне и Софии, а Симфонический хор в июне выступал во Франции.

Минус в том, что до 1991 года Екатеринбург, Свердловская область были закрытой территорией, и многие еще до сих пор воспринимают наш город, как место, где прошли последние дни царя. Но, слава Богу, в том числе и благодаря нашей деятельности, все больше становится тех, кто знает о городе, как об одной из культурных столиц России.

- Для вас понятие культура как бизнес не вызывает отторжения. Почему?

- Да потому, что у нас такие же бизнес-процессы, как на других предприятиях. Отличие в том, что бизнес нацелен на распределение прибыли между владельцами, акционерами. А нам прибыль нужна для развития своей организации, чтобы мы имели возможность, например, повышать уровень материального обеспечения сотрудников. Ведь мы знаем, как это важно!

- С пристроем у вас, кажется, все получилось, а в какой стадии проект по строительству большого концертного зала?

- В "нулевой". Нет ни проекта, ни земли, есть только мечты и острая необходимость в большом зале. Сейчас у нас - 700 мест, тогда как у многих коллег залы на полторы тысячи мест и больше. По этой причине наши горожане не имеют возможности слушать концерты, которые идут в культурных столицах России и мира.

В Европе города-миллионники – большая редкость, но даже там, где население составляет 200-500 тысяч человек, концертные залы вдвое больше наших Мы выступаем в этих залах, и на концертах наших коллективов нет свободных мест.

Свердловской филармонии для строительства зала требуется отдельное здание, а значит, земельный участок. В Екатеринбурге чиновники говорят, что земли нет, в городе, как видно, отдают предпочтение торговле. Наши учредители говорят, что да, надо, но на этом точка.

- Может быть, следует похлопотать - добиться включения проекта в федеральную программу?

- Нужна инициатива региона, но нет стартовых условий, а именно проекта, который невозможно сделать без выделенного земельного участка.

Мы даем в год в своем зале до 300 концертов, реализуем массу проектов и считаем, что можно и нужно делать больше, но отсутствие зала не позволяет нам реализовать многое из задуманного. Известные музыканты, артисты, которые часто приезжают и дают у нас концерты, спрашивают - почему не строитесь, чем помочь?

Но все или многое, я думаю, зависит от потребностей общества, а во вторую очередь – от тех, кто руководит Екатеринбургом и Свердловской областью. Что нужнее – магазины, храмы, театры – вопрос, на который у меня нет ответа.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА

Еще в сюжете: Культуру - в массы!