Уральский штаб небесной канцелярии

Метеогорка раскрывает секреты.

Погода перестала быть для человечества полной загадкой. Природу возникновения штормов и снегопадов сейчас раскрывают еще в начальной школе. А вот вопрос, как погодные явления прогнозируются, для большинства так и остается нерешенным. Корреспонденты "Уралинформбюро" попытались на него ответить, посетив Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Все начинается с метеонаблюдений. Взять правдивый прогноз "с потолка" не получится, качественные погодные "сценарии" всегда привязаны к земле.

Мы на известной екатеринбуржцам Метеогорке. Первые наблюдения погоды в Екатеринбурге проводились еще в 1734 году! А непрерывная погодная "летопись" ведется с 1836 года. Сегодня наблюдатели Уральского УГМС выходят на площадку каждые 3 часа и снимают показания приборов.

Сходу определить, "как это работает", нам не удается. Бросаются в глаза две будки, напоминающие то ли скворечники, то ли трансформаторные щитки. И три флюгера, назначение которых вроде бы не вызывает сомнений. Но, оказывается, что из трех установок флюгером можно назвать только одну. Вторая конструкция – анеморумбометр (тоже измеритель ветра). Третья - автоматизированный метеорологический комплекс (АМК), а "вертушка" на верху мачты нужна только для выполнения одной из многочисленных задач.

"АМК появился у нас в 2010 году. Он оснащен датчиками температуры и влажности воздуха, наверху - датчик ветра. Внизу в боксе - датчик давления", - поясняет начальник метеостанции Алла Путря.

Еще один датчик АМК лежит в снегу на некотором удалении. Он измеряет температуру подстилающей поверхности. Рядом - два "автономных" термометра, выполняющих ту же функцию, для подстраховки. "Мы до сих пор учитываем показатели тех проборов, с которыми работали раньше. И опять же, АМК - это электроника, а вдруг перебои с электричеством?" - отмечает Алла Викторовна.

Иногда ртутные термометры на снегу привлекают внимание сорок. "Бывает, птицы таскают. Приходится приносить новые", - сетует наш гид. Снимаем показания - нулевая температура снега напоминает о календарной весне.

В глубине площадки - зачехленный плювиограф, измеряющий количество осадков летом. Чуть поодаль - осадкомер Третьякова - напоминающая цветок конструкция с жестяным тубусом внутри, годным для использования в любую погоду. Принцип его работы прост - внутри накапливаются выпавшие осадки. Наблюдатели определяют их количество за определенный промежуток времени в миллиметрах - снежный "урожай" предварительно растапливают и измеряют слой воды.

"Часто путают количество осадков и высоту снежного покрова. Последний измеряется в сантиметрах, а первый параметр выдается и летом, и зимой исключительно в миллиметрах", - объясняет Алла Викторовна.

Высоту снежного покрова определяют с помощью специальных реек. Здесь их три - в отчет заносится среднее значение. "В этом году площадку часто переметало. Ветер у нас нынче ого-го. Показатели снега сильно разнились - тут 30 сантиметров, там - 70", - рассказывает гид.

В будках-"трансформаторах", как оказалось, ютятся сразу 6 приборов: 4 термометра и 2 гигрометра. В жалюзийные коробки на высоте 2 метров от земли их прячут для создания нужных условий - приборы должны проветриваться и не перегреваться на солнце. Два вертикальных термометра - психрометрическая пара - используются для измерения влажности воздуха и его температуры, горизонтальные - фиксируют максимальную и минимальную температуру за 3 часа. 

Гигрометры - приборы, измеряющие влажность. Главный рабочий элемент в них... человеческий волос. Предпочтение метеорологи отдают натуральным блондинкам - их локоны наиболее чувствительны к атмосферным переменам.

На площадке также стоит гололедный станок. На нем два 5-миллиметровых провода и тонкая проволочка. "Здесь мы фиксируем налипание мокрого снега, гололед, изморозь. Это важно, например, для организаций, эксплуатирующих зимой линий связи и электропередачи", - поясняет начальник метеостанции.

Все приборы регулярно поверяют в лаборатории, которая расположена в здании управления. Например, ветровые датчики помещают в аэродинамическую трубу, а барометры - в барокамеры, где при различных задаваемых режимах работы их показания сравнивают с эталонами.

Оборудование для поверки термометров напоминает микроволновку. С помощью него также можно узнать, не дал ли сбой старый добрый термограф. "Самописцы остаются на станции в качестве резерва. Мы перешли на автоматизированные технологии, но если что-то случается, используются, в том числе термографы", - пояснила главный синоптик Уральского УГМС Галина Шепоренко.

Данные с метеоплощадки аккумулируются в "штабе" наблюдателей. Здесь на компьютер выводятся все показания с АМК. Они кодируются и "упаковываются" в телеграмму, которая автоматически направляется в центр связи, а оттуда – в центры сбора и обработки метеоинформации в России и за рубежом. Таким образом, осуществляется международный глобальный обмен данными о погоде и климате.

Человеческий фактор на метеостанции неизбежен. Например, уральские метеорологи "на глазок" вычисляют количество и форму облаков. Для определения дальности видимости используются ориентиры, расстояние до которых заранее установлено. К примеру, один из них - двухсотметровый БЦ "Высоцкий". Визуально фиксируя картину, специалисты сверяют ее с таблицами и только после этого делают окончательный вывод.

Еще один прибор "без вилки" - гелиограф расположен за окном отдела наблюдения. Он измеряет продолжительность солнечного сияния в течение дня. Прибор состоит из стеклянного шара и картонной шкалы. На протяжении дня солнце оставляет своеобразный "автограф" на картонке. Например, если целый день было пасмурно, она остается нетронутой, если облачно - линия выжигается прерывисто, и только в ясный день получается четкая линия прожига.

Достать до облаков метеорологи могут на своей станции в Верхнем Дуброво. Там два раза в сутки запускается радиозонзонд, оболочка которого заполняется водородом. Шар с датчиком поднимается на высоту в 25-26 километров. Наземный комплекс принимает сигнал о характере облаков, перемещении воздушных масс. Когда миссия завершается, шар лопается, а датчик падает на землю и ломается. "Каждый раз мы используем новый датчик. Это довольно дорогое удовольствие, конечно", - делится Г.Шепоренко. 

На Среднем Урале 36 метеостанций. Помимо наблюдений за погодой, зимой во всех районах ведется маршрутная снегосъемка. "Наши сотрудники на лыжах добираются до лесного или полевого маршрута, где в определенных точках берется проба снега, для чего так называемый стакан погружается на всю толщу снежного покрова, производится забор снега. Потом снег взвешивают, определяют его плотность", - рассказала Галина Шепоренко. Это позволят оценить запас воды в снеге - его водность. Результаты снегосъемок используются для прогнозирования половодья. Летом в поля выходят агрометеорологи. Они обследуют посевы, берут пробы почвы для определения влажности и делают прогнозы произрастания сельхозкультур.

Так что же насчет прогноза погоды, который затем, словно свой собственный, красиво озвучат ведущие на ТВ и дикторы радио? В отдел метеопрогнозов Уральского УГМС информация стекается непрерывно. Синоптики получают фактические данные, в том числе и из мировых климатических центров. Далее информация анализируется, просеивается. Хороший прогноз можно получить только при учете местных особенностей. Данные актуализируются каждые три часа. "Учитывается перемещение циклонов и антициклонов, на кольцевых картах погоды проводятся атмосферные фронты. В прогнозе необходимо использовать все данные, которые поступают от наших наблюдателей. Без этого составить точный прогноз невозможно", - рассказала начальник отдела метеорологических прогнозов Анна Мишарина.

К слову, ураганный ветер, который накрыл Екатеринбург в ночь на 20 марта 2016 года, свердловские синоптики спрогнозировали ювелирно. "О приближении зоны шторма можно было судить уже за сутки. Прогнозы уточнялись. За 2,5 часа об опасном явлении были оповещены все службы, органы местного самоуправления", - подчеркивают в отделе.

Прогнозы уральских синоптиков дорогого стоят. Оправдываемость краткосрочных прогнозов одна из лучших по России и составляет по территории области в среднем 95-98%, по Екатеринбургу - 92%.

"Основная задача синоптика – вовремя предупредить население об угрозе возникновения опасных метеорологических явлений. Мы работаем в тесном контакте с органами МЧС, которые оповещают все муниципалитеты о подготовленном нами предупреждении. Поэтому всегда приходится быть начеку, что, конечно, ведет к повышенной психологической нагрузке синоптика", - говорят сотрудники.

Как таковой метеопрогноз составляется только на три дня. Можно дать консультацию на неделю, но с увеличением заблаговременности снижается оправдываемость прогноза до 70-80%. "Никто вам точно не скажет, какая погода будет через месяц. Проблема точного долгосрочного прогноза нигде в мире не решена. Поэтому прогноз на предстоящий месяц дается Гидрометцентром России лишь как фоновый, то есть в виде отклонений от нормы температуры и осадков", - подчеркивает Анна Мишарина.

В этом году исполняется 180 лет с начала метеорологических наблюдений на Обсерваторской горке Екатеринбурга. Ее сотрудники бережно хранят историю, результаты вековых метеонаблюдений. Один из документов датируется 1881 годом и содержит описание небывалого града в окрестностях Екатеринбурга, сделанное одним из очевидцев.

Теперь мы точно знаем, для кого в природе нет плохой погоды. Им каждая погода - благодать.

Анастасия КОКАРЕВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА 

Еще в сюжете: Спецпроект