"Не темно", но холодно: Екатеринбург осветило современное искусство

Нашли его не все.

В Екатеринбурге 17 декабря 2016 года прошел пятый фестиваль светового искусства "Не темно". Российские и зарубежные художники представили свои причудливые инсталляции на центральных улицах города, а также Уралмаше. Несмотря на 25-градусный мороз, авторы на протяжении пяти часов работы фестиваля находились рядом со своими творениями и рассказывали жителям о смыслах, вложенных в работы. О том, как прошел фестиваль - в репортаже "Уралинформбюро".

Одевшись потеплее екатеринбуржцы отправились в центр прикоснуться к искусству. Поиск более 20 экспонатов можно было легко назвать квестом – организаторы подготовили бесплатные карты, следуя по которым нужно было отыскать творения художников. Некоторые из них были хорошо "запрятаны", и нашли их не все.

Осмотр инсталляций мы начали с галереи "Март". Там расположилась работа Артема Берковича и Раисы Зориной "Хочешь солнце вместо лампы?". По мнению авторов, строка из песни Земфиры звучит как выбор между подлинным и мнимым, который приходится делать человечеству на протяжении всего 21 века.

На плотинке художник Сергей Лаушкин написал зеркалами слово "НЕБО". Оно и дало название инсталляции. Это одна из немногих работ на фестивале, которая сделана без использования электрического света.

Уральские мотивы легли в основу работы Александра Черданцева "Шкатулка". Ее художник разместил рядом с фонтаном возле Оперного театра. Зеленый цвет инсталляции и ее форма напрямую ассоциируются с малахитовой шкатулкой.

Рядом с кукольным театром чешская художница Ива Поланецкая создала космическую "Обсерваторию". На снегу в режиме текущего времени можно было увидеть пролетающие над Екатеринбургом спутники и даже услышать их – волны, излучаемые аппаратами, художники превратили в звук. На вопрос, сложно ли было создать такую инсталляцию, художница с небольшой грустью посетовала: "Я уже неделю не сплю".

Космическая тематика отразилась и в работе Марии Плаксиной "Падение метеорита". В сугробах возле здания филиала ГЦСИ художница сделала, пожалуй, самую полезную в холода инсталляцию. Она развела костер, прикрыв пламя небольшой железной конструкцией. Получилось красиво и тепло. Теплой можно назвать и саму художницу, она с улыбкой приветствовала всех и с радостью рассказывала о работе. По словам Марии, зачастую люди видят в падении болидов какие-либо знаки и пророчества. "А это просто метеориты, и они ничего не значат", - отметила она.

В самом здании ГЦСИ разместилась работа Владимира Селезнева "Что вы здесь делаете, Бэрримор?". В одном из окон транслировалось видео движущейся свечи – будто кто-то всматривается в темноту. Примечательно, что это окно выходит на здание полпреда президента РФ в УрФО, поэтому фраза "Что вы здесь делаете, Бэрримор?" приобрела несколько комичный смысл.

Огромная тень человека украсила стену возле здания УрФЮИ. Это дело рук известной арт-группы "Злые", которым пришлось на морозе выпить не одну кружку чая. Как рассказывают авторы, это третья и заключительная работа серии, сделанной из металла. В предыдущей железные люди пытались вылезти на свет. Теперь они это сделали и превратились в самостоятельных персонажей. Екатеринбургская железная "личность" говорит о закрытости человека, поясняют авторы. А свет, который обрамляет тень, – его внутреннее пространство.

На набережной Исети возле улицы Малышева художница Анастасия Крохалева бодро рассказала о своей работе "Знак эвакуации". Светящийся бегущий человечек, который периодически подпрыгивает, - символ того, что зачастую людям хочется бежать от реальности. А прыжок говорит о выходе из зоны комфорта и развитии. "Мы – это тот человечек, который стремится вверх. Можно применить это и к городу. Но не всегда он развивается так, как хотелось бы", - отметила Анастасия, приведя в пример точечную застройку и деловой центр "Высоцкий".

"Цыпленок в поисках желтка, Или все, что вы хотели знать о современном искусстве" - красная светящаяся стрелка, включенный обогреватель и живой цветок, который, скорее всего, участия в фестивале не пережил. Это работа Людмилы Калиниченко, разместившаяся на плотинке. Автора мы рядом не увидели. Из текста описания можно сделать вывод, что цыплята – это зрители, которые ищут смыслы в искусстве.

Иностранные художники на фестивале представили три работы. Это инсталляция чеха Власа Преснецова Synthscape – Intervention и произведение куратора выставки Макса Зюдуса "Гавр". Уралмашевскую Белую башню подсветила американская художница Кэрол Сальмансон. Это единственная инсталляция, которая останется жителям до марта.

Такие фестивали – традиция европейская. Правда, жителям Старого Света не приходится ходить по улицам в мороз. На Урале фестиваль в пятый раз сталкивается с непогодой – каждый раз к его проведению, как назло, холодает. Впрочем, по всей видимости, организаторы не собираются менять дату проведения – фестиваль символически приурочен к самому короткому дню в году – 22 декабря.

Алена ИЗМЕСТЬЕВА, София МУХАМЕДЬЯНОВА

Еще в сюжете: Культуру - в массы!