Закрытое небо Пакистана - головная боль для российского туррынка
Какими будут последствия?
Российские авиакомпании в течение двух недель вынуждены летать на популярные курорты (Пхукет, Гоа, Фукуок, Бангкок, Денпасар) "обходными" путями. Вынужденный крюк самолетам приходится делать из-за закрытия воздушного пространства над Пакистаном, что уже сказалось на стоимости рейсов.
Стоит напомнить, 28 февраля власти Пакистана из-за обострения отношений с Индией закрыли воздушное пространство. Когда будет снят запрет на полеты, спрогнозировать не может никто.
Корреспондент "Уралинформбюро" обратилась к экспертам, чтобы понять, ударят ли ограничения по карманам пассажиров, и чем в итоге могут обернуться для авиакомпаний и туроператоров.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев:
- Сейчас все издержки несут только туроператоры и авиакомпании. Если ситуация примет затяжной характер, то, это, безусловно, отразится на стоимости путевок, так как длительность перелетов увеличилась, следовательно, авиакомпании тратят куда больше средств на топливо.
Но туристам сильно переживать из-за этого пока не стоит, так как увеличение стоимости путевок, если и произойдет, то будет, скорее всего, незначительным. Ведь, во-первых, авиационное топливо - это лишь одна из составляющих цен на авиабилеты. Во-вторых, спрос на Юго-Восточную Азию будет постепенно падать, следовательно, стоимость туров будет снижаться, так как в апреле откроются продажи по средиземноморскому направлению. Так что туристы вряд ли заметят какие-то подвижки в стоимости турпакетов.
Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин:
Фото предоставлено экспертом
- Больше всего закрытие воздушного пространства над Пакистаном скажется, безусловно, на таком популярном направлении, как Таиланд. Чуть меньше – на остальных туристических направлениях Юго-Восточной Азии, так как время перелетов увеличилось на них не столь существенно. Когда возникает необходимость облета, какого-то крюка, то это влечет за собой дополнительный расход топлива, что, безусловно, может отразиться на стоимости авиабилетов. Кроме того, перевозчики могут иметь дополнительные трудности, связанные со стыковкой рейсов, потому что авиакомпании стараются максимально загрузить свой флот, специально под это выстраивают расписание, а изменение продолжительности выполнения рейса может потребовать его корректировки.
Величина роста стоимости авиабилетов по этим направлениям будет зависеть от того, сколько еще продлится запрет. Если бы все понимали, что данный запрет будет действовать в течение короткого периода времени, думаю, цены бы не изменились. Но поскольку сейчас у перевозчиков уже начинает складываться впечатление, что все это затягивается, следовательно, можно ожидать увеличения стоимости билетов из-за возросших расходов авиакомпаний.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев:
Фото: Олег Пантелеев/facebook.com
- Очень сложно предугадать, сколько по времени продлится данная ситуация. Если исходить из сегодняшних данных, то проблемы, безусловно, есть. Они связаны с формированием других маршрутов полетов, удлинением трасс и временем, проводимым пассажирами в полете.
Однако прирост по времени можно оценить как умеренный: где-то увеличение составило 10 минут, где-то полчаса. На дальнемагистральных полетах такие изменения нельзя считать значительными. Неблагоприятные погодные условия (например, ветер) могут создать перевозчикам, куда более серьезные проблемы, чем удлинение маршрутов.
Если посмотреть, на сколько от удлинения маршрутов увеличатся издержки авиакомпаний, то можно говорить лишь о единицах процентов или даже меньше того.
К тому же полеты на курорты Юго-Восточной Азии скоро станут невостребованными, так как откроется туристический сезон в Турции, и массовый турист переметнется в данный сегмент. Эти курорты и ближе, и дешевле по стоимости.
В любом случае в закрытии воздушного пространства Пакистана ничего хорошего для отрасли нет. Но для авиакомпаний подобный форс-мажор - безусловно, хорошее основание для того, чтобы обосновать пересмотр стоимости авиабилетов. Хотя сделать это нужно было намного раньше, так как отрасль по итогам 2018 года показала убыток. Перевозчики воздержались от этого шага потому, что из-за большой конкуренции на рынке возможностей для повышения тарифов у авиакомпаний сейчас не так уж много. Если кто-то повысит цены, а кто-то продолжит работать по старым, то пассажир очень быстро уйдет к тому, с кем летать выгоднее.
Беседовала Ольга КАРПОВА