Один день в Екатеринбурге. Железнодорожный район

Точки роста и узкие места.

Администрация Железнодорожного района Екатеринбурга поделилась с депутатами гордумы планами развития территории. Депутаты в ужасе схватились за голову – району угрожает дефицит мест в детских садах и школах. Однако чиновники обещают побороть эту проблему в ближайшие годы, передает корреспондент "Уралинформбюро".

Выездную инспекцию точек перспективного развития 26 марта провела комиссия гордумы по городскому хозяйству, градостроительству, землепользованию и регулированию земельных отношений. Ее председатель – директор управляющей компании РЭМП Железнодорожного района Александр Колесников – избран именно от этой территории и демонстрирует хорошее знакомство с проблемами районов.

Мы объедем все районы. Главная задача, чтобы депутаты хотя бы в общих чертах познакомились с проблемами конкретных территорий и потом учитывали их при планировании бюджета", - пояснил Колесников основную идею объездов. По их итогам народные избранники представителей префектур будут заслушивать уже в стенах гордумы, держа в руках документы с прописанными в них суммами расходов.

Железнодорожный район не может похвастаться столь массовой застройкой, как Ленинский или Орджоникидзевский. Тем не менее, на его территории несколько точек роста. Первая на маршруте - Екатерининский парк. Это бывшая промплощадка завода "Уралтрансмаш" в центре города, в квадрате улиц Азина – Свердлова – Мамина-Сибиряка - Шевченко. По плану застройки там должны появиться 260 000 квадратных метров жилья и сопутствующая инфраструктура, сообщил замглавы района по экономике и строительству Сергей Молчанов.

Однако полноценной реализации проекта мешают два момента. Во-первых, в нем недавно сменился застройщик. Прежний "Эфес" ушел, новый - ООО "Премьер-Инвест-1" еще не зашел на площадку. Это существенно отодвигает сроки строительства. Во-вторых, возведение огромного жилого массива спровоцирует дефицит в районе школ и детских садов. Префектура намерена выйти из это ситуации, полностью перепрофилировав школу №30 под начальные классы, а старшие классы разместив в школе №75, объем которой возрастет в результате реконструкции. А вот детский сад придется строить с нуля.


Замглавы района по экономике и строительству Сергей Молчанов демонстрирует депутатам проекты застройки.

Следующий пункт программы – строительство жилого квартала на месте бывших цехов завода "Уралпластик". Производство вынесено за пределы Екатеринбурга, а на освободившемся участке растет 12-этажный жилой дом, который строит ГК "ПИК". Проект межевания территории предполагает строительство в новом квартале детского сада. В целом же, бывшие промплощадки вдоль Завокзальной улицы – наиболее обширная зона жилой застройки на территории Железнодорожного района в ближайшие 10 лет.


12-этажный дом на месте завода "Уралпластик".

Далее инспекция углубилась в дебри Горнозаводского микрорайона.

Визитной карточкой этой территории является большое количество жителей неславянской национальности. Причем большинство из них уже граждане России и собственники жилья. Это не только выходцы из Средней Азии, но и, например, китайцы. Сказывается дешевизна недвижимости, относительная близость железнодорожного вокзала и 4-й овощебазы, - рассказал Колесников.

"На самом деле, у микрорайона две проблемы: качество застройки и транспорт. Здесь много промбаз, в том числе принадлежащих РЖД. Одна из них - полоса отвода РЖД на улице Кимовской. Она не позволяет пробить прямой выезд из микрорайона на Стрелочников и Гражданскую. Это большая проблема для развития территории. Однорядная дорога, проходящая под железнодорожным мостом, небезопасна как для автолюбителей, так и для школьников, которые вынуждены ходить на учебу этим маршрутом. Помните, я предлагал убрать Транссиб под землю, а над ним оборудовать дорогу? Журналисты тогда меня обсмеяли. А я как раз говорил об участке железной дороги на Кимовской", - заметил депутат.

По словам Колесникова, договориться с федеральным руководством РЖД об уступке земельного участка пока не удается - проще построить транспортную развязку над ней. Проектирование в настоящий момент ведет Главархитектура.

Что касается жилой застройки, которая вот-вот перейдет в раздел ветхой и аварийной, то именно в Горнозаводском микрорайоне можно обкатать программу реновации, аналогичную московской, считают депутаты.


Дорога, соединяющая Горнозаводской район с улицей Стрелочников.

Следующий пункт программы - Улица Героев России. Ее начали проектировать многие годы назад и на какое-то время забросили. Увы, проект также осложняют "разборки" с федеральным руководством РЖД. Приближающееся 300-летие Екатеринбурга пролило на новую улицу луч надежды: точнее, позволило увидеть перспективу федеральных инвестиций. В случае успеха, проспект Героев России соединит Челюскинцев и Готвальда, автовладельцам обещают двухрядку в обе стороны, пешеходам – линию трамвая посередине улицы.

На этом трамвае (анонсировано концессионное соглашение с бизнесом) горожане смогут из центра попадать в жилой комплекс "Ольховский парк", который разместится на пруду речки Ольховки, впадающей в Исеть. В качестве бонуса жителям "Ольховского парка" хотят сделать удобную набережную со скамейками, видеонаблюдением, освещением и утками. Пернатые, кстати, уже в изобилии разгуливают по берегу пруда. Говорят, там еще и порой поют соловьи. В обновленном проекте благоустройства сохранят и их места обитания.


Утки уже оккупировали Ольховский пруд и разгуливают меж вездесущих голубей.

"Ольховский парк" обещает стать одним из самых спортивных жилых комплексов: к северу от него на площади в полгектара будет построена волейбольная академия имени Николая Карполя, к востоку разместится ледовый ФОК со школой фигурного катания.

Учиться дети прилегающего микрорайона, куда помимо упомянутого "Ольховского парка" войдет еще и жилой комплекс "Татлин", будут в школе №208, которую планируется расширить в ходе реконструкции. В учебном заведении будет создано более 1 000 мест.

Железнодорожный район - относительно благополучный по количеству мест в детских садах и школах. В 90-е годы, когда в стране наступил демографический спад, муниципальные детские сады не отдавали в частные руки. "Налево" ушли только ведомственные. Глава района Анатолий Клименко принял дальновидное решение отдавать пустовавшие здания детсадов только муниципальным или государственным структурам. Сейчас они снова вернулись в обойму городских учреждений образования", - пояснил Александр Колесников.


На этом месте возведут волейбольную академию имени Николая Карполя.

Далее в плане объезда – микрорайоны Новая и Старая Сортировка. В Железнодорожном районе сложилась парадоксальная ситуация: в той его части, что прилегает к центру города, - большое количество спортивных учреждений. На периферии – практически нет. Особенно страдают обе Сортировки.

Чтобы ликвидировать перекос, районная администрация решила построить ФОК с бассейном на Бебеля, 150. Учреждение разместится на территории, смежной со школами №148 и №166.


Депутаты и чиновники на месте строительства ФОКа.

Бассейн планируется возвести и на Маневровой, 27. Под этот объект зарезервирована площадка.

В ближайшее время изменится и назначение спорткомплекса "Дельфин". В настоящее время там сауна, два бассейна-лягушатника и кафе, мимо которого, по словам местных жительниц, опасно ходить в вечернее время из-за навязчивого внимания нетрезвых посетителей разных национальностей. Районные власти предлагают реконструировать здание, разместив в нем школу единоборств и кружки системы допобразования. А вот от размещения бассейна придется отказаться – для этого здание пришлось бы разрушить и возвести заново по другому проекту.


Оздоровительный комплекс "Дельфин".

Нуждается Сортировка и в современной медицине. Чтобы улучшить медобеспечение, планируется строительство детской поликлиники на Технической, 20. Двухэтажное здание будет иметь площадь в 4 000 квадратных метров. Власти зарезервировали участок, примыкающий к двум жилым домам.

Проблема строительства поликлиники стоит давно, если удастся ее решить, это будет огромное благо для жителей, убежден Колесников.

Помимо прочего, Сортировка нуждается в двух новых садиках и реконструкции школы №83. Новый образовательный комплекс на месте старого здания, по задумке, должен вырасти в 2023 году - к 300-летию уральской столицы.

Также требует реконструкции ДК "Сортировочный" на Соликамской, 4. В старом здании размещается филиал центра детского творчества "Стрела", "голова" которого находится в Горнозаводском микрорайоне.


ДК "Сортировочный".

В вопросах бюджетного финансирования мы рассчитываем на поддержку депутатов", - развел руками замглавы Сергей Молчанов.

А вот школа-интернат №13 на Расточной, 12 - в прекрасном состоянии. Но ее прежний функционал – обучение детей железнодорожников в периоды долгих командировок родителей – уже неактуален. Район договаривается с УрГУПС и руководством СвЖД о создании на базе интерната Школы инженеров, которая поможет старшеклассникам в выборе профессии. Благо, преподавательский состав удалось сохранить.


Будущая Школа инженеров

В заключение Александр Колесников везет коллег на Минометчиков, 26. Там на частному участке земли, приобретенном в свое время через всероссийское общество слепых, разместились складские площади в виде временных ангаров. Над ними видна завлекательная вывеска: "Плов-Хана". По мнению депутата, данный объект представляет угрозу для жителей прилегающего микрорайона, засоряя его коммунальными отходами.

Например, мы регулярно находим на контейнерной площадке отрубленные головы... К счастью, не людей, а скота", - посетовал депутат.

По его словам, на территории складов идет разделка мяса. Однако никаких лицензий на это у обитателей базы нет. Народный избранник намерен поставить вопрос о сносе складов как несанкционированного нестационарного объекта.


На этом участке регулярно находят отрубленные головы...

Все увиденное депутатами в процессе объезда будет обобщено в некие рекомендации. Какие-то из них попадут в план мероприятий к 300-летию Екатеринбурга, часть в стратегию развития Железнодорожного района до 2035 года и другие перспективные программы.

В целом, я вижу свою задачу в том, чтобы вернуть районам полномочия и финансы, которые позволят им заниматься развитием территорий. Раньше так было, потом все это у районов забрали, фактически лишив их самостоятельности. Думаю, настало время ее вернуть", - подчеркнул председатель комиссии по горхозяйству.

Дмитрий МИГАЛИН

Больше фото - в разделе "Медиа".