Цирк с китами. До чего досмеемся?

Фото: marmam.ru

Разговор с Лорой Белоиван.

Как ни парадоксально, "китовая тюрьма" в Приморье, где уже полгода держат выловленных из Охотского моря российских косаток и белух, серьезно подточила существующий "железный занавес" и "стену молчания" вокруг проблемы содержащихся в неволе животных. Многие люди словно прозрели - стали интересоваться судьбой "узников", выходить на митинги и говорить о том, что дельфинарии, контактные зоопарки и им подобные развлечения ведут к страданиям и гибели живых существ.

На этом фоне Министерство культуры "выкатило" для обсуждения несколько подзаконных актов, устанавливающих требования "к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию". В том виде, в котором документ представлен, настаивают эксперты, он "только усугубит плачевное положение животных и сможет узаконить такую дикость как различные шапито, в том числе, передвижные дельфинарии".

Непримиримую позицию по отношению к океанариумам-дельфинариям занимает Лора Белоиван – писатель и директор Центра реабилитации морских млекопитающих "Тюлень" в Приморье. Друзья и читатели Лоры знают о ее постоянной борьбе за животных, за их право жить на воле. Выхаживанием тюленей она занимается уже больше 10 лет. Животных, угодивших в "сложную жизненную ситуацию", принимают в центре, лечат и выпускают в естественную среду обитания.

"Там, где в неволе содержатся морские звери, хорошо не может быть по определению. Улыбка дельфина — это чушь: у дельфина такое строение челюстей, вот дуракам и кажется, что дельфины улыбаются. Дельфины в неволе плачут, только все на это плевать хотели", - рассказывала она в интервью "Новой газете".

"Уралинформбюро" поговорило с Лорой Белоиван о том, чем грозят свежие законодательные инициативы, что скрывается за квотами на вылов косаток и белух и чем россияне могут помочь узникам "китовой тюрьмы".


Фото: страница Лоры Белоиван, facebook.com.

- На прошлой неделе многие СМИ вышли с веселыми заголовками – Минкульт запретил насмехаться над дельфинами и пускать к ним пьяных. Это – одни из требований, прописанных в указанном выше документе. А как вы расцениваете инициативу ведомства?

- То, что сейчас от Минкульта исходит, эта дурацкая законодательная инициатива, может говорить о двух вещах. Первая - что люди, которые взялись за продвижение этой темы на законодательный уровень, абсолютно не компетентны, они как будто вчера родились и оказались вдруг в гуще событий, совершенно не понимая, о чем они сейчас вообще ведут речь. Второй вариант – это прожженные деляги, которым совершенно наплевать на какое бы то ни было общественное мнение, на свою деловую репутацию и так далее.


Фото: Tatiana Ivkovich/russianorca.org

- Очень странно, что инициативу продвигает Минкульт. Он и для клоунов правила пишет, и тут же решает, как морским млекопитающим жить в неволе.

- Это уже вторая партия Марлезонского балета. Первой была передача в ведомство всех культурно-просветительских учреждений, а, не будем забывать, что дельфинарники, океанарники и иже с ними являются культурно-развлекательными учреждениями. То есть дельфинарии привязаны к циркам, что, в общем-то, правда. Мы все время говорим - это цирк, и не надо говорить про какие-то культурно-просветительские истории.

Это просто цирк, нормальное такое шапито, коммерческая эксплуатация животных. И теперь Минкульт этим рулит – абсолютно неподготовленно, абсолютно некомпетентно.

Я склоняюсь к тому, что речь идет об очень низком уровне компетентности. У нас еще очень много чудес впереди, на самом деле. Будут чудеса с принятием нормативов по содержанию морских млекопитающих. Там мы тоже будем удивляться и говорить: "Да как же такое возможно!?"

- Особое возмущение у общественности вызвал пункт о передвижных зоопарках и дельфинариях. Но ведь они и раньше колесили по дорогам России, и сейчас катаются.

- Мы едва-едва перешли эту грань, за ними (передвижными дельфинариями – здесь и далее прим. ред.) еще фарватер колышется, как они перешли из стадии со знаком плюс в стадию со знаком минус. Общество стало думать, что это плохо. И даже начало говорить о том, что вообще в принципе дельфинарии – это плохо.

И вдруг на тебе – мы откатываемся обратно. Следующим этапом программы Министерства культуры, видимо, будет реставрация публичных казней. Или цирк уродов. Это тоже будет частью Министерства культуры.

- Вы говорите об изменении в сознании людей. А у нас в Екатеринбурге отгрохали дельфинарий-дворец. Я почитала отзывы о нем. Люди пишут, что "шоу – это вау", что городу "нужно было такое учреждение". И только одна девушка написала, что предпочитает любоваться дельфинами на свободе. Видимо, отношение меняется, но со скрипом.

- Понимаете, гораздо больше людей оказалось способно принять для себя то, что передвижные дельфинарники – это абсолютное зло. Там действительно жесть и треш такие, что считываются даже не особо проницательными людьми. Поэтому противникам передвижных дельфинариев не пришлось сильно раскачивать общество, общество само раскачалось достаточно быстро. И таким внятным большинством признало, что передвижные дельфинарии - это зло.

Что касается этих красивых внешне дворцов океанариумов-дельфинариев, там все сложнее, потому что в целом люди некомпетентны, им сложно оценить, что содержание мормлеков (морских млекопитающих) в неволе – это пыточная, что животные там страдают. Люди в большинстве своем не понимают, почему страдать можно в таких прекрасных условиях. Все идет от того, что человек склонен антропоморфизировать животных. Он переносит свои желания и чаяния на животных, а их, в свою очередь, наделяет человеческими чертами и помыслами.

Человек считает, что раз ему, живущему в 1-2-комнатной квартире, было бы очень прекрасно в таком помещении находиться, он бы горя там не знал, то животным там вообще зашибись.

Люди об этом совершенно не задумываются, и это момент, который требует постоянной просветительской работы. Люди просто мало знают. Они не знают, например, что если любое китообразное животное не проплывет в сутки 100 километров, то у него будет застой в легких.

- Тем не менее люди стали интересоваться мормлеками больше, чем раньше. Они неоднократно выходили на митинги в поддержку запертых в "китовой тюрьме" и предназначенных для продажи в Китай российских белух и косаток. Однако, несмотря на резонанс, прошла информация о том, что на 2020 год запланирована очередная квота на вылов косаток.

- Не совсем так. Вы путаете квоты и общедопустимый улов (ОДУ). Сейчас речь идет о расчете ОДУ, на котором базируются квоты. Дело в том, что при общедопустимом улове на сколько-то там животных, квоты могут быть нулевыми. Такой в течение нескольких лет была ситуация по белухам и по косаткам.

Что такое ОДУ - это некая цифра, коэффициент, который выводится по формуле, основанной на точном понимании, какова сейчас популяция. То есть провели подсчеты в течение нескольких лет, сделали прогноз и так далее… Так делают по любым так называемым биоресурсам (к которым относятся косатки и белухи). Короче говоря, данная цифра – это то, что не повредит популяции, не введет ее в состояние стагнации, депрессии, не приведет к убыли.

Так вот по косаткам они (ТИНРО) не могут рассчитать общедопустимый улов, потому что у них нет понимания о состоянии популяции.

Они называют цифру плюс минус тысяча, а когда речь идет о двух, трех тысячах, то это, извините, 30% погрешность. Это не биология, это вообще не наука. Это просто одна баба сказала.

Расчеты ОДУ на 2018 год основаны на так называемых библиотечных данных. С тех пор ничего не изменилось. Они вообще не владеют информацией. Нет в стране ни одного института, ни одного человека, который бы сказал, что косаток этого подвида, экотипа - столько, а этого – вот столько.

- Но все же Росрыболовство с легкостью утвердило в прошлом году квоту на вылов 13 косаток и 90 белух, то есть, по сути, подарило их коммерсантам (стоимость косатки на рынке доходит до 10 миллионов долларов, белухи - до миллиона).

- По всей видимости люди, которые это сделали, уже ничего не стесняются. Они не оперируют понятием деловая репутация, у них ее нет, им не перед кем стыдиться. Видимо, это очень бессовестные люди.


В таких "клетках" косатки и белухи томятся больше полугода

- Этим же объясняется и текущая ситуация? Когда Владимир Путин отдает распоряжение определить судьбу узников "китовой тюрьмы", принимаются какие-то решения, но животные по-прежнему находятся в заточении.

- С нашей точки зрения, все сводится к тому, что будет предпринята попытка объявить большую часть животных неспособными вернуться в естественную среду обитания. Сценарий, который мы предсказали, сейчас сбывается пошагово. Думаю, конечным, финальным аккордом будет следующее заявление: "Мы сможем выпустить двух косаток, 16 белух (я сейчас с потолка цифры беру), а остальные, к сожалению, не годны к возвращению в природу, потому что…" И будет несколько пунктов, объясняющих, почему они не годны. А с нашей точки зрения объяснение одно – потому что на этих животных есть запрос в дельфинариях.

- То есть они в любом случае уедут в дельфинарии и океанариумы – наши или китайские?

- Мы еще поборемся! Я думаю, что никто никуда не уедет. Просто будет очень серьезный конфликт, причем уже такой открытый.

- Каким образом люди из других регионов могут помочь?

- На местах единственное, что вы можете делать, это тоже выходить в пикеты. Делайте заявку на публичный пикет, на митинг и выходите. Потому что это вообще единственное, что можно. И, пожалуйста, привлекайте внимание к нашей законодательной инициативе на РОИ (Российская общественная инициатива) – о запрете на добычу китообразных в учебных и культурно-просветительских целях.


Россияне проводят акции протеста против "китовой тюрьмы"

Многие путают эту инициативу с петициями на Change.org. Но это совершенно разные вещи, и у них разный статус. Петиция на Change.org с требованием освободить косаток и белух, которая собрала уже порядка полутора миллионов подписей, не имеет права законодательной инициативы. Она может использоваться как постоянный информационный повод, как средство для привлечения внимания к проблеме, но не более. Подписывание петиции там – это такая одноходовка.

Для того, чтобы инициатива на РОИ была рассмотрена на федеральном уровне, за год нужно собрать не менее 100 тысяч подписей. И это очень большая цифра. У нас сейчас, по-моему, 14 тысяч всего, а прошло уже почти 3 месяца. Осталось 9 месяцев, за которые требуется собрать еще 86 тысяч подписей. Понимаете, мы все время кричим, что у нас свободу отбирают, руки связывают. Да ни фига, у нас полно демократических инструментов, но никто не хочет ими пользоваться, на самом деле.


Многие россияне выступают за полный запрет на добычу китов в культурно-просветительских целях

- Лора, на своей странице в Facebook, под постом о законодательной инициативе Минкульта, вы написали, что мы "приближаемся к точке невозврата", за которой "все сильно страшнее, чем нам может сейчас казаться", и "коснется это всех, а не только зверей".

- Следующий законопроект, который рассматривается, - о паллиативной помощи детям с ментальной инвалидностью. Я прочитала его и в ужас пришла. Вы, наверное, знаете, что в стране в последние годы появилось много маленьких фондов, хосписов и центров паллиативной помощи - как раз для таких детей и взрослых, которые очень нуждаются и в постоянном врачебном контроле, и в помощи специально обученных волонтеров. Существует протокол реабилитационного процесса, согласно которому качество жизни этих детей существенно улучшается. Но для того, чтобы ребенка поднять на некий такой уровень, заниматься с ним нужно 4-5 раз в неделю.

Так вот сейчас, насколько я помню, предполагается, что 50 миллиардов будет выделено из госбюджета на создание реабилитационных центров для детей, нуждающихся в паллиативной помощи, но только – внимание – реабилитационных циклов там будет 3-4 в год, по две, по-моему, недели.

Что это, как не очередной распил бюджета, который ни к чему не приведет. Только детей этих оттуда уже потом не вытащить, из этой системы.

И будет одна жесть следовать за другой. В жизни вообще, в любых ситуациях, страдают сначала самые слабые, а потом доходит дело до тех, кто сильнее. Самые общественно незащищенные – это животные, потом дети-инвалиды, потом старики-инвалиды, ну, и понеслось.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА

Комментарий Софии Беляевой, общественного инспектора по охране окружающей среды от Росприроднадзора:

В требованиях Министерства культуры прописано, например, что такое цирк-шапито, а в другом нормативном акте, где речь идет о содержании животных вне мест постоянного содержания, говорится о выставках и передвижных цирковых представлениях. Это неправильно, и с этим надо бороться.

Да, передвижные дельфинарии были и есть, и они нарушают законодательство РФ по многим пунктам. К сожалению, в связи с тем, что в правоохранительных органах отсутствует такой отдел, который мог бы заниматься деятельностью по защите животных, внимание этому почти не уделяется. Поэтому у нас до сих пор существует такая деятельность, как передвижные зверинцы.

Между тем, здесь есть вопросы и со стороны налогового законодательства. Как эти компании налоги платят? Как осуществляют свою экономическую деятельность, если не зарегистрированы в том или ином регионе? Вся эта деятельность незаконна, и сейчас ее хотят легализовать. Но если ее легализуют, это не значит, что не будет конфликта между остальными нормативными положениями.

Мы сами в больших догадках, почему все передано Минкульту. Если это объясняется только тем, что дрессура – есть искусство, то многие с этим не согласны. Где записано, что дрессура – это искусство? Это просто использование другого живого существа в красивой обертке - и все. Никакой культуры здесь нет. Я считаю, что это вандализм по отношению к природе.

В природе было создано некое животное, которое должно было пройти свой цикл – родиться, прожить свою жизнь, принести пользу экосистеме, умереть. Однако мы выдернули его оттуда и не дали этого сделать. Это вандализм!

Из комментариев представителей самого Минкульта следует, что для них этот вопрос (по разработке требований к содержанию животных в неволе в культурно-зрелищных целях) тоже достаточно сложный. Этими вопросами должно заниматься Минприроды или хотя бы Минсельхоз, который разрабатывает ветеринарные требования. Статья 2.4 закона РФ "О ветеринарии" говорит о необходимости разработки требований к содержанию в отношении каждого вида животных. Эта норма была введена в 2015 году, однако до сих пор не реализована.

Минкульт признает, что разработанные им требования сырые и требуют доработки. Сейчас работа ведется. Есть несколько площадок, где выслушиваются мнения общественности и экспертов, – это Госдума, агентство стратегических инициатив и сайт regulation.gov.ru. Мы стараемся донести свои пожелания и замечания, чтобы они были учтены, чтобы был порядок. При существующем положении никакого порядка нет. Видя это, люди выходят на улицы и требуют справедливости, что вызывает беспокойство и у власти, и правоохранительных органов.

Фото, видео: Совет по морским млекопитающим, группа "Свободу косаткам и белухам"/facebook.com.

Еще в сюжете: Китовая тюрьма